Открыл вчера вечером первый том ВК. Чем-то похожая картина - Тьма наступает, только отдельные островки ей противостоят и только чудо может все спасти.
Что делать?
В детстве я не понимал - чем Надежда отличается от Веры?
Наверное, у Толкина это прописано яснее всего. Когда против тебя прет такая машина а сил до неприличия мало - надежды нет.
Маленький ее проблеск только у тех, кто знает о миссии Фродо, остальные же, что заставляет их подниматься и идти, зная, что силы и близко не равны?
"Последняя горькая радость, что каждый из нас был прав". Ощущение, что не можешь иначе, что тогда изменишь себе.
Надежда и Вера одинаково противостоят отчаянию, но противостоят по-разному.
Надежда - цель, возможность к которой стремишься, Победа, Царство Небесное.
Вера - внутренний компас, который ведет к этой цели. Даже, если она не видна. Даже, если и чувства и ум говорят, что ее невозможно достичь.
У Толкина весь мир пронизан Верой, именно она дает возможность согласованно сотворить чудо и победить. Каждый делает то, что должен в окружающей его Тьме.
Мои любимые эпизоды книги "Барлог. (блин!). А я так устал...." и бой Гэндальфа, "Без раздумий, без печали, в полыхающем рассвете" и безнадежная атака Йомера.
У нас здесь, на первый взгляд, Веры меньше.
Хорошо, что для нее это неважно, она ведь не снаружи - внутри, настоящая Вера не смотрит на других, на обстоятельства, на противостоящие силы...
Только сам перед собой... и перед теми, кого любишь и кто любит тебя.
А Надежда... "ночь темнее всего перед рассветом".