«Явижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» Платон
А вот из Аристотеля:
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправи
государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
-
Монархия (греч.monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
-
Аристократия (греч.aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой
верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному
сословию. Власть немногих, но более чемодного.
-
Полития —Аристотель считал эту форму наилучшей.Она встречается крайне «редко и у
немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в
современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития —«средняя» форма государства, и «средний»
элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе —средний достаток, во властвовании —средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший
государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
-
Тирания —монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
-
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в
руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
-
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал
предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.