http://expert.ru/expert/2012/33/perehod-granitsyi/
Но есть в России, как принято сейчас выражаться в Уголовном кодексе, социальная группа, для которой храм Христа Спасителя безусловно и в высшей степени ценен. Это российская правящая элита.
Это едва ли не единственный крупный проект, осуществленный в стране в 1990-е. Причем не на деньги государственного бюджета, а на деньги самой элиты. Напомним, что современная практика подкрепленного силой централизованного сбора крупных частных пожертвований на общегосударственные дела в те годы была не распространена за отсутствием, а точнее, за распыленностью силы. Такой общий опыт не забывается и серьезно сплачивает.
Это подтверждение способности элиты — в ее собственных глазах — восстановить связь времен и исправить последствия преступлений предшественников. Восстановленный храм ставит ее в один ряд с русскими императорами, давая ей лестное место в национальной истории. Он символизирует союз с церковью, опору на ее тысячелетнюю традицию, и одновременно он — главный монумент новой постсоветской России. Наконец, элита в этом храме молится. Это ее приходской храм. С приходской жизнью — многолюдными и церемониальными собраниями в зале церковных соборов. Если угодно — такая аналогия просторных трапезных в старых московских купеческих храмах. К вам бы на приход заявились Pussy Riot — вы бы что сделали? Простили? А в том приходе люди прощать не обучены, они больше по части глотки рвать, бэкграунд такой, — скажем мы не в оправдание, но в объяснение.