Россия в 19 и начале 20 века была довольно мягким государством. За уголовные преступления смертной казни почти не было - была каторга, за политические, включая противодействие революционному террору 1905-1907 (когда террористы по разным оценкам убили 9-16 тыс человек), было приговорено за 92 года чуть более 6 тыс человек, для большинства которых расстрел заменили каторгой. Это сильно-сильно меньше чем, например, в Великобритании или США. Вот несколько яростное, но вполне проверяемое исследование.
"Элита" нередко оправдывала "несчастных" террористов (см. знаменитый процесс над Верой Засулич). Бывало, оправдания и "работали" - так помилованный революционер Ф.М. Достоевский стал впоследствие монархистом.
А что было потом, после того как революционеры пришли к власти и начали строить "свой, новый и прекрасный мир", все знают.
Чем-то это похоже на современную гуманистическую Европу, и дай Бог ее гуманизм не кончится так же, как когда-то в России.
И вот что думается по этому поводу с точки зрения христианства.
Ветхий Завет очень жесток, там казнь применялась не просто за преступления - за ошибку.
И в то же время заповедь Моисея - "не убий". Как это совмещается? В заповеди использовался глагол, обозначающий "внезаконное, умышленное убийство", убийство по приговору суда при самообороне или на войне вполне допускалось. В разное время к "не убий" относились по-разному, так в Византии одно время даже убившие врага на войне воины не допускались до Причастия т.к. чаще всего заповедь переводилась как "не убий вообще", хоть это и не верно. И этот "неправильный перевод" может стоить нам очень дорого.
Когда пришел Иисус, он сказал что "пришел Закон не отменить, но исполнить". Он принес "Бог есть Любовь..."
Так вот. Любовь подразумевает Прощение. Но ведь Прощение невозможно, если нет Закона т.к. нет Закона - нет Вины.
Простить можно только того, кто признает Закон и просит о прощении. Никак иначе.
Нового Завета не будет без Ветхого. Любви - без Закона. Прощения - без Раскаяния.
И, увы, Мира - без Войны.
