keleg (keleg) wrote,
keleg
keleg

Category:

От консерватизма естественного к сознательному

Когда-то в журнале "Эксперт" была преинтереснейшая статья про современный консерватизм.
https://expert.ru/expert/2011/01/ot-konservatizma-estestvennogo-k-soznatelnomu/
Она становится все более и более актуальна и потому рекомендуется к прочтению.
К сожалению, там платный доступ, потому процитирую основные выводы:
************************

Что же такое подлинный консерватизм? Леонид Ионин, один из самых ярких российских консервативных мыслителей, предложил десять пунктов, способных дать не только более ясное представление о сущности консерватизма, но и предоставить либеральным критикам более аутентичного соперника, чем тряпичный «собирательный консерватор», сшитый из разрозненных идеологических фрагментов.

Первое и самое главное свойство консерватизма — тезис о связности прошлого и настоящего. И это не то же самое, что боязнь перемен. Сохраняя и воспроизводя опыт прошлого, препятствуя забвению традиций и базовых цивилизационных и культурных навыков, заставляя тем самым «прошлое жить в настоящем, именно консерватизм не дает прерваться нити истории, не дает распасться “связи времен”». Ионин чеканит: «Консерватизм — это блюститель истории». Как говорил один из ключевых представителей немецкого консерватизма Армин Молер, «быть консервативным означает не держаться за вчерашнее, а жить тем, что значимо всегда».

Второе важнейшее свойство консерватизма, по Ионину, — «уважение к тайнам жизни, воплощаемое в признании и поддержке авторитетов, будь это Бог, природа, история или государство. Рационализм — основа и движущая сила прогрессистских и революционных идеологий, как известно, расколдовывает мир, разоблачает авторитеты, не оставляя тайн, обедняя тем самым жизнь, снижая ее духовный и эмоциональный уровень, оставляя человека один на один с равнодушными абстрактными “силами”. Отсюда и возникает затем страсть к тотальной переделке жизни и природы. Консерватизм, наоборот, стремится сохранить нетронутым некое сакральное ядро социальных феноменов».

Третье. Консерватизм утверждает порядок, стабильность, преемственность, авторитет, свободу — именно на основе законности. Делая акцент на «доверии к социальной жизни», консерватизм превозносит лояльность и гражданскую ответственность.

Четвертое. Консерватизм, действительно являясь противником универсальных идей, претендующих на легкое объяснение и безболезненное излечение любых общественных недугов, изначально обращен к ценностям особенного, индивидуального, уникального «как в конкретном человеке, так и в “исторических индивидуумах” — странах и культурах, цивилизациях, региональных единствах. Современные идеологии и современная жизнь (имеется в виду XX век. — «Эксперт») как никогда сильно демонстрируют стремление к нивелированию человеческих личностей и сглаживанию культурных различий во всех местах земного шара. Виной тому и тоталитарные идеологии с их всеобщей уравниловкой, и либеральный прогрессизм, породивший “формальную” демократию и массовую культуру. Впрочем, омассовление — характерный современный феномен, имеющий сверхидеологическую природу, и сознательно противостоит ему, пожалуй, только консерватизм. Консерватизм — защитник индивидуальности».

<>

Пятое. Общество для консерватора — это не искусственный механический агрегат и не случайное в силу рождения или миграционных склонностей скопление индивидов, «эгоизмы которых взаимно уравновешивают друг друга, а органическая целостность с известной соразмерностью членов, управляемая и регулируемая государством. Последнее воплощает в себе общество и выражает интересы всех его групп и слоев и всех его граждан». Государство предоставляет индивиду «свободу, оно же ее ограничивает. Оно предоставляет и организует право собственности. Собственность — функция свободы, а не свобода — функция собственности, как считают либералы. Поэтому государство считается источником гражданского общества».

Шестое. Консерватизм — положительная идеология. Любые прогрессистские идеологии основаны на том, что новое лучше старого, а значит, старое должно быть отринуто или уничтожено. «Консерватизм, — отмечает Леонид Ионин, — побуждает не поддаваться этой прогрессистской иллюзии. Часто говорят и пишут, что консерватор — это защитник старого. И этого оказывается достаточно, чтобы осудить консерватора и отбросить его аргументы. По какой-то нелепой аберрации сознания считается, что новое как таковое именно потому, что оно новое, лучше и ценнее старого. Это относительно недавнее приобретение человеческой психологии, связанное с современным массовым производством вещей, которые штампуются на конвейере, будучи абсолютно идентичны одна другой. О новой вещи можно заранее сказать, что она лучше старой только в том случае, если это абсолютно одинаковые вещи. Если же это разные вещи, то судить о них следует качественно, а не по формальному критерию времени. Другими словами, само собой разумеющееся преимущество нового перед старым — это современный предрассудок. Старое может быть лучше нового. Так вот, консерватизм ориентирован не на отрицание прошлого, а на сохранение. Это не предполагает также отрицания нового, а предполагает скорее утверждение вечного».

Седьмое. Консерватизм не пассивен, но активен. Чтобы сохранить что-либо ценное и проверенное временем, необходимы действия. Эти действия (нововведения и реформы) должны блокировать и мешать развитию опасных для всего общества социальных сломов и резких революционных трансформаций. Пассивность общества и государственной власти, наоборот, приводит к революциям.

Восьмое. Консерваторы — защитники права. Они противники, пишет Ионин, «как диктатуры сверху, так и диктатуры снизу — диктатуры массы. В этом смысле консерватор политически всегда в центре».

Девятое. Консерватизм — поборник справедливости. В современном обществе социальная справедливость существует и реализуется в регулирующей и распределяющей функции государства, которому способствуют все слои и группы общества. Ионин предлагает называть это «социальным консерватизмом».

Десятое. Консерватизм всегда современен, поскольку всякий раз он порожден актуальной общественной ситуацией. И консерватизм — надпартиен. То, что вменяют ему в вину, на самом деле является его тактикой успеха. В качестве политической идеологии консерватизм может проявляться в деятельности различных партий. Он гибок. Для него важнее принятие той или иной партией консервативных решений, чем безусловная идентификация с той партией, что назовет себя консервативной.
******************************

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments