keleg (keleg) wrote,
keleg
keleg

=Приверженцы буквы, ритуала и старины во все времена отличались одинаковой косностью

Не удержусь от длинной цитаты из "Сына Человеческого"



А как отнеслись к Иисусу фарисеи -- эти столпы традиционного благочестия?

Мы уже могли убедиться, что их взгляды не были диаметрально противоположны учению Христа и что Он одобрял главные положения их веры. Кроме того, нравственные понятия многих фарисеев отличались возвышенным характером и были близки к Евангелию. Достаточно привести хотя бы некоторые изречения раввинов, вошедшие в Талмуд, чтобы убедиться в этом: "люби мир и водворяй его повсюду"; "кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея"; "лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия"; "не будь скор на гнев"; "подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, так и вы будьте милосердны"; "ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие" [5]. Когда читаешь эти строки, становятся понятными слова Христа о фарисеях: "Что они скажут вам, -- исполняйте и храните" [6]. Евангельское "восполнение" Закона не уничтожало старого; по словам Христовым, "всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит из сокровища своего старое и новое" [7]. Беседуя с одним богословом, Иисус сказал, что тот "недалек от Царства Божия" [8]. Почему же в таком случае между Ним и фарисеями возник конфликт?

Важнейшей его причиной было понимание благочестия, которое господствовало среди фарисеев. Их "верность Закону" являлась не только целой философией жизни, но и подробным ее планом, продуманным до последних деталей. Цель этого плана -- освятить каждую сторону повседневности, во всем исполняя волю Божию, -- Христос не отрицал и не мог отрицать. Но в способах ее достижения, получивших признание у книжников, крылась опасность окостенения религии. Мало того, что любым правилам "старцев" приписывали без разбора божественный авторитет; регламент поглощал все внимание людей, выхолащивая подчас основное содержание веры. Мысль, будто есть некий "список дел", выполнив которые, можно стяжать абсолютную праведность, не давала законникам покоя. Они соревновались друг с другом в стремлении пунктуально соблюсти все обычаи, освященные веками. И, как то часто бывало в истории религий, набожность превращалась в мрачный гротеск. Некоторых фарисеев народ прозвал шикми, "крепкоплечими", за то, что они вечно ходили согбенными, показывая, какую огромную тяжесть душеспасительных подвигов им приходится нести. Приходя в храм, Иисус мог видеть, как через площадь пробирались фарисеи, то и дело натыкавшиеся на встречных. Они боялись поднять глаза, чтобы не взглянуть случайно на женщину. Их шутливо называли хицай, "не-разбей-лба". Естественно, что таких людей свобода Христова должна была раздражать и пугать; они видели в ней соблазн и угрозу для добрых нравов. В ту эпоху, по замечанию одного еврейского историка, фарисеи-шаммаиты настойчиво проповедовали бегство от мира и аскетизм. Считалось, например, смертным грехом, оторвавшись от богословской книги, сказать: "Как прекрасно это дерево!" Большое место фарисеи отводили постам. Иисус же хотя и признавал эти внешние проявления веры, но не делал их средоточием религиозной жизни. Когда Он толковал Закон в духе учения пророков, книжники обвиняли Его в покушении на "предание старцев". Когда Он говорил, что милосердие угоднее Богу, чем обряды, в глазах фарисеев это был подрыв всей "подзаконной" системы.

Многим может показаться странной такая слепая преданность букве и форме. Однако нужно учитывать, что обрядоверие -- упорный недуг, коренящийся в глубинах человеческой психики. Потому-то в истории бушевало столько страстей вокруг ритуалов и было пролито столько крови из-за церемоний. Сходная болезнь, подобная навязчивому неврозу, поражала нередко и христиан, которые забывали, что для Христа любовь к Богу и людям несравненно выше любых внешних предписаний. Приверженцы буквы, ритуала и старины во все времена отличались одинаковой косностью. Драма фарисеев связана с типичным проявлением того, что впоследствии стали называть "фарисейством". Иерусалимские старейшины, как брахманы Индии, жили в постоянном страхе "осквернения". Про них говорили, что они готовы "очистить само солнце". Но, думая своей набожностью приблизить времена Мессии, вожди Израиля, сами того не сознавая, отвернулись от Того, Кто принес им весть о спасении.

Subscribe

  • Война

    Большая война - всегда провал политики. Ордена исполнителей это чаще всего некомпетентность или предательство руководства, почти каждый такой орден…

  • ...

    Видел, как глухонемой общается по смартфону, языком жестов через видеосвязь. 21 век, да.

  • Политика и нравственность

    Интересные мысли на очень волнующую меня тему https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/opinions/2021/2/9/1084041.html *** Уверенность в своей личной…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments